АФИНЫ. 4: Аид

04-1

Афинянин Солон сказал, что ни одного человека нельзя назвать по-настоящему счастливым, пока он не умер.

Счастье покоится на кладбище Керамик.

Если представить царство Аида в срезе нескольких наиболее удачных поколений афинян, то у них хочется поучиться быть счастливым, быть живым и не бояться смерти, глядя ей в глаза.

Слова, избитые тысячелетиями, ну что это такое – глядя в глаза… И что такое – быть живым?

Четыре оливы ограждены камнями. Войди и стань между ними. Очень просто, ничего лишнего. Здесь афиняне общались с предками.

Перед военным походом. Перед трудным делом. Отплывая в колонии. Они приходили услышать голос рода, исходящий из глубины самого времени.

И голос звучал.

Для меня четыре оливы, огражденные камнями на Керамике, оказались нежданным сердцем Афин, наравне с Акрополем. На мысе Сунион я почувствовал смерть Посейдона, под этими оливами я почувствовал, что такое быть живым.

Я уже стоял под оливами Гефсиманского сада, крючковатыми, супердревними. Там я уговаривал себя, что чувствую.

Здесь – чувствовал без уговоров.

Я не гарантирую, что это накроет любого. Возможно, надо сначала пережить Пелопонесскую войну как свою. Но я ничего не курил и не употреблял внутрь. Всего лишь зашел и встал между оливами.

Я хотел обратиться к своим предкам, я хотел, чтобы мои предки жили в Афинах V века до н.э. И я легко поверил в это. Русские появились значительно позже. Но кем они были до того? Кем-то же были…

Афиняне – наши общие предки. Для кого-то спартанцы. Для кого-то коринфяне. Наш общий предок – эллинская культура. Их жизнь, переходящая в смерть.

Они все умерли. И теперь, по Солону, можно сказать, что они были счастливы.

Под четырьмя оливами на Керамике это очевидно.

***

04-2

Страна Аида – ад или не ад? Достаточно ли убрать буквочку «и»?

Например, Сизиф умер и был наказан: по ту сторону жизни ему поручено богами вечно тащить тяжелый камень на гору, но как только камень оказывается у вершины, он срывается и со страшным грохотом летит вниз.

Сизиф разочарован.

Его труд означает бессмысленные усилия и бесплодную работу.

Но так ли это? Так ли бессмыслен труд Сизифа?

А если камень летит вниз со страшным грохотом не просто так, если он катится по головам?

Работа Сизифа делается похожа на работу самого Аида: смерть косит и косит, а головы отрастают и отрастают. Человечество – стоглавое чудище, сколько ни руби, голов всё больше и больше.

Лишь поэтому Сизифов труд не достигает результата.

Он играет роль синонима смерти.

Человечество побеждает. Сизиф катит и катит камень, ему тяжело, он смешно пыхтит.

Создать такой образ, так насмехнуться над смертью смогли только греки – давным-давно.

Сидящая афинянка (по кладбищенскому канону раз сидит, то уже умерла) смотрит немного свысока.

***

04-3

Афина вступила в квадрат олив тритопатрейона, и ветви привычно потянулись ей навстречу. Земля помнила. Этим оливам не требовалось прислушиваться, чтобы ее узнать.

Странно было думать, что Посейдон мертв, Гера мертва… Но странней всего было думать, что мертв Аид.

Хотя Аид умер раньше и Геры, и Посейдона.

Секрет тритопатрейона ушел вместе с ним, неразгаданный. Как ему удалось организовать квадрат, где еще живые смертные разговаривали со смертными мертвыми, каким путем они получали от предков энергию – а они ее точно получали…

Перед Марафоном все пришли сюда. С персами сражались десять поколений афинян, персы не заметили этого, но скрытое, невидимое численное превосходство было у нас. И когда после Саламина персы жгли оставленные жителями Афины, они не знали, что сжечь прежде всего надо четыре оливы за пределами города, за стеной, среди погребальных камней.

Тонкая, похожая на девочку – что общего у нее с Аидом, что было когда-либо общего?

Эллины.

У нее – избранные, яростно-живые, более живые чем все прочие.

У него – мертвые, зато все.

Как может быть мертв он сам? И куда делись все души, что мерцали огарком в его подземном царстве?

И как все-таки работал придуманный им механизм? Вот она, яростно-живая, в центре между четырех олив обращается к Гере и Посейдону, к Аиду и Персефоне… Почему они не отвечают?

Почему вы не отвечаете?!

 <<3: Гера | 5: Афродита>>

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.