Кино-2013

Этот год характерен тем, что объявленные заранее шедеврами и очень ожидаемые фильмы «Великая красота», «Жизнь Адель», «Волк с Уолл-стрит» до шедевров не дотянули.

К счастью, в мире есть еще Джим Джармуш и Вуди Аллен…

А еще в мире появился новый великий оператор Эммануэль Любецки.

 

Оскар в номинации Лучший фильм: «12 лет рабства»

kinopoisk.ru

Невероятно обласканное кино, о котором не скажешь хорошо – и нельзя сказать плохо. Видимо, Тарантино опять, как и в 90-е, определил тренд, но тогда тренд был лихой, а теперь политкорректнейший. Идя дорогой тарантиновской «трилогии обиженных», положено приходить от холокоста к расизму, и в своих высказываниях режиссер Стив Маккуин эту связь подчеркивает. Сам Тарантино на этой дороге по-синефильски балуется, а у менее талантливых всё серьезно-серьезно. Голливуду было бы полезно изучить историю соцреализма… и чем кончилось.

На фоне общественно значимых актерских работ соцреалистической школы прям каким-то внезапным озарением выглядит роль Бреда Питта, в общем-то эпизодическая, но почти вытаскивающая всё остальное.

 

Оскар в номинации Лучший режиссер: «Гравитация»

Субъективный рейтинг Gutenbergdead №2: «Гравитация»

02

Эммануэль Любецки получил три «Оскара» подряд! Сегодня это лучший оператор мира. Причем все три работы очень разные. Триумф начался с «Гравитации».

Конечно, есть режиссер Альфонсо Куарон. Любецки работает с ним и еще с Иньярриту. Все трое мексиканцы.

«Гравитация» невероятно зрелищна и невероятно динамична. Наверное, не без упрощений. Даже наверняка. Но авторы честно пытались свести лажу к минимуму. Поэтому фильм получился о том, что космос ставит предел.

Для человека, который в девятом классе всерьез страдал не от неразделенной влюбленности, а от внезапного осознания того факта, что он никогда не доберется до ближайшей звездной системы Альфа Центавра, «Гравитация» долгожданна. Ну, я такой человек.

Конечно, ее надо смотреть в кино на колоссальном экране, здесь это еще важнее, чем для «Аватара». Она начинается с величественной панорамы занимающей полнеба планеты Земля и ласкает глаз до финала. Последнее «Спасибо!» как благодарность Всевышнему не за возвращение, а за то, что есть куда возвращаться.

Представим в точности то же самое кино, но в конце доктор Райан приземляется и видит Землю, разрушенную атомной войной с чего-то же русская ракета сбила русский спутник, инициировав сюжет.

Спасибо, что не так, спасибо, что нам создан воздушный аквариум, спасибо, что его не забывают чистить. Взрослея, миришься с невозможностью добраться до Альфа Центавра. В этом главном посыле «Гравитация» противоположна вышедшему через год «Интерстеллару» Кристофера Нолана, который всякую гравитацию отменил.

 

Оскар за лучший фильм на иностранном языке: «Великая красота»

EFA (Еврооскар): «Великая красота»

03-Великая красота

Штучка, конечно, изощренная, ничего не скажешь…

Я долго пытался понять, почему она мне не нравится так, как должен нравиться настоящий шедевр. При всех внешних признаках шедевра. При том, что я люблю «Сладкую жизнь» Феллини. Это же кино для тех, кто помнит «Сладкую жизнь». При том, что я люблю Рим, а это кино для тех, кто бывал в Риме и способен узнавать его улицы.

Дело не только в том, что они все старые. Собственно, и Рим стар, и красота его не нова, о том и фильм. Джеп Гамбарделла – практически Марчелло Мастроянни через тридцать лет (хотя прошло пятьдесят).

Дело в том, что в «Сладкой жизни» Феллини поймал эпоху: после нищеты итальянского неореализма свершилось экономическое чудо, и в предвкушении счастья мы проваливаемся в блистательную пустоту. Там и недоумение, и все-таки счастье, и расплата за соблазны, и совсем новая Италия – очень сложное сочетание.

«Великая красота» подбирает разочарование Феллини, но эпоху теряет. Как ни странно, куда менее художественный русский ремейк «Сладкой жизни» («В движении» с молодым Хабенским) больше соответствовал идее Феллини, т.к. Москва конца 90-х больше соответствовала Риму конца 50-х.

 

Каннская «Золотая Пальмовая Ветвь»: «Жизнь Адель»

04-Жизнь Адель

Убийственный аргумент в споре с «Великой красотой». Оказывается, в 18 лет имеет смысл всё, мельчайшие движения чувств, как раз то, что вызывает разочарование в 65. Чтобы сделать вывод, необязательно ставить рекорды эстетики. Вывод прост: раз уж дополз до 65, глупо ждать сексуальных откровений.

Это я себе. Мне еще ползти и ползти – так чтоб не вздумал беречь здоровье. Но и в обратную сторону уже далековато.

Вопрос, однако, тот же, что и для «Великой красоты»: почему «Жизнь Адель» не вызвала такого восторга, какой должен вызывать настоящий шедевр?

Ответа у меня, кстати, нет.

 

Берлинский «Золотой Медведь»: «Поза ребенка»

05-Поза ребенка

Румынская новая волна, сплошной реализм – но интересно, черт возьми! Затягивает и заставляет думать. И ставишь себя на место, где быть ни в коем случае не хочется: водитель сбил ребенка на трассе, всем плохо, кто-то пытается выкрутиться… Очень жизненная история.

В том же году вышел российский фильм «Майор» о том же самом. Румынский куда реальней, отечественный на порядок жестче.

Не дай Бог никому никогда!..

 

Венецианский «Золотой Лев Святого Марка»: «Священная кольцевая»

06-Священная кольцевая

Везде указывается, что впервые в Венеции победила документальная лента, но “SacraGRA” довольно условно документальна: диалоги все-таки поставлены, и вообще это в большей степени возрождение итальянского неореализма – почти документальное художественное кино. Председатель жюри Бернардо Бертолуччи наградил его и вызвал недоумение: но для Бертолуччи то стало возвращением в молодость, реанимацией самого знаменитого периода итальянской кинематографии. У “SacraGRA” (при всей неказистости) есть высокая идея – Рим «великой красоты» находится в кольце бедноватой, скучной повседневности, и подлинной жизнью является неореалистическое текущее бытие, а не Пантеон с Колизеем.   

 

IMDb №1: «Волк с Уолл-стрит»

07-Волк с Уолл-стрит

Профессионализм – это когда человеку сказать, в общем-то, нечего, но он открывает рот и говорит так, что заслушаешься. «Волк с Уолл-стрит» фильм в высшей степени профессиональный. Три часа пролетают незаметно. 

Профессионалы не ищут смысл жизни, они делают деньги. Однако ничего личного: это высокое место. Ниже ремесленники средней руки, дилетанты, графоманы, раскрученные бездарности.

Нельзя обижаться на Мартина Скорсезе за то, что ему нечего сказать. У него на счету имеются два великих свершения, датируемые 1988 и 1990 гг. Достаточно, чтобы войти в историю. Но то было давно, пророческий запал угас, а профессионализм остался и просится на волю: погулять, пробежаться, поохотиться… Режиссура превосходная, актер превосходен (у Скорсезе обязателен актер-проводник, прежде всегда Роберт де Ниро, теперь всегда Леонардо ди Каприо).

Только три вопроса.

Зачем понадобилось 23 года спустя переснимать «Славных парней»? Причем не впервые: уже «Казино» было теми же «Славными парнями». И как в «Казино» нет казино, так в «Волке с Уолл-стрит» нет Уолл-стрит – сплошные goodfellas.

Почему «Волк с Уолл-стрит», ремейкнутый с собственных скорсезовских “Goodfellas”, одновременно так похож на просто «Уолл-стрит» Оливера Стоуна? Отличия количественные: больше секса, больше наркотиков, многочисленней гордоны гекки,больше нарушений, длиннее хронометраж. И как в «Уолл-стрит» нет Уолл-стрит, так и в «Волке с Уолл-стрит» нет Уолл-стрит.

Почему в конце концов нигде нет Уолл-стрит? Ни у кого, вопреки названиям!

 

Касса №1: «Холодное сердце»

08-frozen

Компания «Дисней» устала от успехов принадлежащей ей студии Pixar и решила сделать чисто диснеевский мультик  – с песнями, принцессой и традиционными сказочными мотивами. Для чего задействовала одного из главных идеологов Pixar Джона Лассетера. Больше сказать нечего.

 

Ника: «Географ глобус пропил»

09-географ

Беда какая-то… И всем понравилось! Никто не заметил мутный коктейль из «Полетов во сне и наяву» и «Красоты по-американски». Причем коктейль неуместный, поскольку и «Полеты», и «Красота» точно формулировали вечную проблему устоявшихся империй: достижение социальной стабильности, которая оказывается нафиг не нужна живому человеку. А где на Урале устоявшаяся империя и социальная стабильность? Диагноз, конечно, желательный, но неточный.

Географа надо убивать, пусть подобные козлы хором скажут спасибо, что моя любимая девушка девяти лет не ходит в школу, я ей сам преподаю географию на просторах разных государств. Впрочем, жену географа тоже надо убивать, и даже раньше.

Предполагается, что я должен был выйти из зала с тупой доброй улыбкой.

 

Субъективный рейтинг Gutenbergdead №1: «Выживут только любовники»

10-Выживут только любовники

Джим Джармуш собрался с силами, собрал за семь лет семь миллионов на съемки и специально для меня сотворил чудо, в котором можно спрятаться.

По-моему, это гениально с первого кадра.

Не уверен, правда, что до последнего… До предпоследнего точно, но последний не стал окончательным гвоздем. Впрочем, это по какому-то наивысшему счету. Чересчур круто взял мэтр, даже по своей мерке.

Цитировать можно с любого места, везде тепло на сердце.

Безошибочно выбрана география: Детройт и Танжер, две дыры, которые теперь придется полюбить.

Слушайте, я тоже переезжаю по миру и таскаю за собой шкаф с книгами. До сих пор я полагал себя ненормальным, отныне брошу стесняться. Кстати, он свои гитары взять не успел, а она библиотеку-то в чемоданчике прихватила.

Человечество утратило чистоту крови, чистокровность утратило человечество, и навертело всюду проводов. Мне тоже трудно их выдерживать, ползут по комнатам и соблазняют, как змеи.

Зомби-апокалипсис давно случился, просто они не видят в себе зомби и считают себя титульным населением планеты. Они или мы? Мы или они?

Снобизм Джармуша заразителен.

Ясно, что так и надо жить, но как этого добиться? Ясно, что только любовь и творчество, вечность учит только любовь и творчество, но как исключить всё остальное?

Зафиксированное на пленке вступает со мной в диалог, я давно ждал, чтобы кто-то со мной поговорил. Желающих разговаривать вагон, всех зачеркнуть, вагон под откос я давно ждал ночной беседы о том редком, что имеет хоть какой-то смысл…

В феврале 2016 г. Диана Арбенина выпустила музыкальный альбом «Выживут только влюбленные»: практически идеальная рецензия на Джармуша.

 

Субъективный рейтинг Gutenbergdead №3: «Жасмин»

11-Жасмин

Вуди Аллен, наконец выехавший из Нью-Йорка, это особый режиссер, отличный от прежнего Вуди Аллена, никогда Нью-Йорка не покидавшего. Суть творчества его нового периода в названиях городов: Лондон, Париж, Рим, Барселона, Сан-Франциско.

Париж и Барселона получились празднично-оптимистичными, Рим оказался провалом. А в Лондон и Сан-Франциско Вуди Аллен перенес американскую литературную классику. Лондону досталась модифицированная «Американская трагедия» Драйзера, Сан-Франциско «Трамвай Желание» Теннесси Уильямса, одна из самых-самых репертуарных пьес мира. Для любой актрисы сыграть Бланш, как для актера сыграть Гамлета венец карьеры.

Тонкую душу Бланш терзает реальная вещественность жизни. Бланш столь же нелепа в окружении прочих действующих лиц, как Дон Кихот на прагматичном постоялом дворе, кругом потные майки и дым дешевых сигарет, а она выделывает балетные па и раздражает Стенли Ковальского своей преступно легкой походкой. Поддельная диадема заменяет ей ржавые копье и щит рыцаря печального образа. Вина Бланш та же, что у испанского идальго – оба излишне доверчивы. Вера в идеал для обоих отменила умение ступать по земле. В душе каждого человека происходит война между трезвостью и фантазерством. От трезвости хочется напиться, что и делает Стенли Ковальский. От фантазерства не хочется излечиваться, и Бланш удаляется в дурдом. Брутальный реализм Ковальского вечно побеждает, но от него вечно отворачиваются, чтобы найти свое озеро безумия.

Так вот Вуди Аллена это всё страшно достало. Он решил показать Бланш как она есть. В 1951 г. за роль Бланш получила свой «Оскар» Вивьен Ли, теперь за развенчание Бланш «Оскар» выдали Кейт Бланшетт. Конечно, Бланшетт это Бланш, даже фамилия актрисы подчеркивает, да и название фильма в оригинале “Blue Jasmine”, похожее созвучие, и вычурная французистость имени: Жасмин Френч. У Джинджер, которая Стелла, сразу два мужа, бывший и будущий, один поляк, другой старательно изображает Марлона Брандо в роли Ковальского в экранизации 1951 г. Но и без экранизации количество театральных интерпретаций пьесы зашкаливает, образы для американской культуры магистральные.

Бланш-Жасмин по Вуди Аллену не просто дура, она опасный хищник, разрушающий всё вокруг себя. Брутальные Ковальские и простушки Стеллы рядом с Бланш существуют только как жертвы.

Кстати, нехарактерно жесткое получилось высказывание для Вуди Аллена. С помощью гениальной Кейт Бланшетт он совершил художественное открытие: ваша Бланш – тупая сука. Встретишь ее, беги!

<<Кино-2012 | Кино-2014>>

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.